Печать
Категория: Статьи
Монокль Ворвавшаяся в нашу жизнь цифровая фотография, не только успела основательно в ней укорениться, занять все доступное пространство, но с неимоверной взрывной скоростью, продолжает свое развитие, радуя техноманов новыми возможностями современных фотокамер и объективов. Каждый год производители фототехники удивляют нас новыми технологическими достижениями о которых раньше можно было только мечтать.
Гонка за резкостью, повышением "рабочей чувствительности" современных матриц, снижением цифрового шума, внедрение стабилизатора изображения в фотокамеры - все это будоражит умы и, порой, отвлекает от самого главного - от творчества.
На фоне безудержных восторгов со стороны любителей нового, мы с вами наблюдаем небольшие группы фотохудожников, испытывающих интерес к мягкорисующей оптике, позволяющей создавать пиктореальные художественные произведения. В работах этих фотографов Вы не найдете фотокарточки с безупречным техническим качеством изображения, которое так любят глянцевые журналы и фотостоки.
Рассматривая работы фотохудожников, увлеченных пиктореальной фотографией, Вы сможете прикоснуться к другому миру.
Чем же так привлекателен монокль для фотографов? Здесь уместно будет процитировать нашего соотечественника Георгия Колосова.

"Анастигмат изображает поверхность, которую можно потрогать. Монокль позволяет изобразить пространство, недоступное для осязания".

 

Монокль - однолинзовый мягкорисующий объектив. Монокль состоит из одной вогнуто-выпуклой линзы. Обычно светосила у такого объектива колеблется между значениями 2,8 и 5,6. Монокль может использоваться для пейзажной, портретной и жанровой фотосъемки.
Производители фототехники не выпускают таких однолинзовых объективов. Во времена пленочной фотографии и становления цифровой, фотолюбители для своего творчества монокли изготавливали самостоятельно. В настоящее время есть небольшие фирмы, которые берутся изготовить под вашу фототехнику объективы.
 
Развитие творчества происходит волнами. В современном обществе на первый план снова выдвигается субъективный взгляд художника, позволяющий показать не обобщенное мнение толпы, а искреннее личное, подчас даже интимное переживание творческой личности окружающей действительности, которую нам щедро преподносит современный мир. Для того чтобы уйти от банальной, набившей оскомину, современной цифровой картинки, грешащей излишней детализированностью, фотографы в своем творческом поиске возвращаются к моноклю и другим мягкорисующим объективам. Так появляются чудесные образцы пиктореального искусства, окутанные пеленой мечтательной вдумчивости и лишенные современной крикливой суетности.
Стоит отметить, что пиктореальная фотография на монокль требует от фотохудожника определенного уровня технической грамотности и духовности. Если Вы предпочитаете фотографировать на бегу с использованием автоматического режима фотосъемки, то монокль вряд ли Вас обрадует. Скорее всего Вы разочаруетесь, не поймете и не почувствуете его возможностей.
 
 
Особенности фокусировки при съемке моноклем
Одним из наиболее важных технических моментов при пиктореальной фотосъемке с использованием монокля является процесс фокусировки. Если у вас уже есть навыки по фотосъемке с ручной настройкой фокуса, Вам будет проще разобраться в тонкостях этого процесса при фотосъемке на монокль, но будьте готовы к тому, все равно вам придется привыкать к новым тонкостям.
Давайте разберемся в технической стороне процесса фокусировки при использовании монокля.
Стоит сразу отметить, что при использовании монокля на современной цифровой фотокамере, Вы не сможете воспользоваться подсказкой камеры при наведении фокуса. В упрощенном варианте этот процесс выглядит следующим образом - Вы прокручиваете на объективе колесо фокусировки и при достижении максимального контраста камера подсвечивает вам центральный датчик, сигнализируя о том, что объект находится в фокусе. Когда мы с вами пользуемся моноклем камера пытается по точно такому же алгоритму определить контраст, но все дело заключается в том, что на монокле максимальная контрастность и резкость достигаются в разные моменты, в отличии от современных объективов.
Для тренировки наведения фокуса на монокле стоит в "домашних условиях" потренироваться. Нам с вами понадобится объект с хорошим контрастом. Для упрощения воспользуемся обычным жидкокристаллическим монитором. Создадим в текстовом редакторе Word документ в виде белого листа на котором набрано несколько крупных символов. Для этого на стандартный А4 лист разместим 5-6 символов и несколько черных линий так, как показано на рисунке.   

Откройте данный документ так, чтоб он был открыт на весь экран. На фотокамере настройку выбора режима фотосъемки переводим в мануальный режим (М). Устанавливаем значение диафрагмы 5.6. Расстояние между экраном монитора и фотоаппаратом 1,5 - 2 метра. Желательно, чтоб камера была расположена строго перпендикулярно поверхности монитора. При данном эксперименте по настройке фокуса лучше воспользоваться штативом. Поворачиваем фокусировочное кольцо объектива на минимальное фокусное расстояние, при этом в видоискателе фотокамеры мы с вами будем видеть только сильно размытое светловатое пятно от экрана. Медленно начинаем проворачивать фокусировочное кольцо в сторону бесконечности. Сначала появится ощущение различия букв. Продолжаем проворачивать фокусировочное кольцо. Добиваемся того, чтоб буквы были хорошо различимы, а тонкие полоски под ними стали максимально резкими. При этом у нас с вами в видоискателе черный цвет букв не должен быть максимально черным, как и белый цвет фона листа. Этот момент и является точкой максимальной резкости картинки. Если мы еще чуточку сдвинем фокусировочное кольцо, то контраст повысится, а резкость картинки наоборот начнет снижаться. Одновременно с потерей резкости так же начнет утихать ощущение воздушности, присущее фотоснимкам, сделанным на монокль. После удачно проделанного эксперимента, усложните условия - отойдите от экрана монитора на 3-4 метра и повторите алгоритм по фокусировке монокля.

После тренировки дома в "тепличных условиях" вам предстоит потренироваться с моноклем на улице при реальных световых условиях. Стоит начать свою тренировку с каких-то простых объектов. Для тренировки отлично подойдут ветки деревьев, столбы, провода между столбами, металлические решетки и другие контрастные объекты.

Стоит обязательно упомянуть о том, что у вас, при использовании монокля, появляется еще один инструмент для самовыражения - резкость. Вы с помощью резкости сможете подчеркнуть наиболее важные детали и задать общий тон по восприятию вашего произведения. Данный процесс можно сравнить с солеными огурцами. Кто-то любит поострее, а кто-то наоборот любит помягче. Не забывайте о том, что у каждого свой вкус и предпочтения.

Сам по себе монокль не гарантирует того, что Вы снимите выдающуюся фотографию. Монокль - это всего лишь инструмент, которым надо понять его возможности и недостатки, научиться управлять ими и при должном терпении и труде Вы сможете создать что-то интересное.

 
Советы по пиктореальной фотосъемке
 
.