Печать
Категория: Уроки по фотографии
Объективы Заходя в фотомагазины, часто наблюдаю одну и туже картину - как у новичка разбегаются глаза от обилия различной фототехники. Рядами выстроились объективы. Маленькие, побольше, еще больше и совсем громадные. Выбор первой зеркальной фотокамеры и к ней объектива - сложная задача. Обилие всевозможных объективов и существенная разница в их стоимости сбивают новичка с току.
В нашем уроке мы разберем с вами основные вопросы, возникающие у новичков: какие бывают объективы, чем они друг от друга отличаются и для выполнения каких задач  предназначены.
Также постараемся дать вам практические советы о том, на какие моменты необходимо обратить свое внимание при выборе объектива.

 

Объектив - один или несколько линзовых элементов, изготовленных из оптического стекла или пластмассы, предназначенных для формирования резкого изображения на фотопленке, фотобумаге или на проекционных экранах.

Объектив можно сравнить с глазом. Устройство и принцип работы объективов мы подробно разбирали на втором уроке. Если Вы его пропустили, то для более полного понимания материала, советуем вам вернуться к второму уроку.

Благодаря использованию объектива получается изображение, которое проектируется на матрицу современной фотокамеры. В зависимости от выбранного объектива, мы с вами получим соответствующего качества изображение. Так же объектив влияет на то, насколько нам будет с вами удобно проводить фотосъемку. Кто-то стремится к универсальности и выбирает для себя универсальный зум-объектив с фокусными расстояниями от 18 до 250 мм. Такой объектив будет удобен для путешественников, т.к. позволяет в компактном корпусе разместить оптическую систему,   охватывающую наиболее часто востребованные фокусные расстояния от широкого угла, до теледиапазона. Но есть и оборотная сторона медали - качество картинки. Чем более широкий диапазон фокусных расстояний в объективе, тем меньшее качество картинки может он обеспечить. Другие пользователи выдвигают к качеству изображения повышенные требования и стараются приобрести инструмент для какой-то конкретной задачи. Эта группа пользователей готова пожертвовать универсальностью в достижении максимального качества.   

 

Виды объективов

Все объективы можно разделить на два больших класса:  объективы с фиксированным фокусным расстоянием (их называют фиксами) и объективы с переменным фокусным расстоянием (зум-объективы).

Считается, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием дают более качественное изображение по сравнению с аналогичными зум-объективами (с аналогичным фокусным расстоянием).

Фокусное расстоняние объектива

Фокусное расстояние объектива - длина отрезка между поверхностью матрицы (фотопленки), на которой формируется изображение, и оптическим центром объектива (может не совпадать с физическим центром объектива), измеряемая в миллиметрах.

По фокусному расстоянию все объективы можно разделить на три основные группы: широкоугольные объективы (короткофокусные), нормальные и  телеобъективы (длиннофокусные). Но часто в литературе встречаются еще два дополнительных подвида объективов: ультраширокоугольные объективы и супертелеобъективы.

Фокусное расстояние объектива 

Широкоугольные объективы при фотосъемке подчеркивают перспективу пространства в кадре.Такие объективы подходят для фотосъемки: пейзажа, архитектуры, интерьеров, сцен с большой группой людей.

Нормальные объективы аналогичны работе человеческого глаза и подойдут для портретной съемки людей.

Телеобъективы позволяют значительно приблизить объекты, создавая плотную компоновку кадра, так как угол зрения, который они могут захватить очень мал. Телеобъективы подходят для съемки спорта, животных и различных сюжетов (объектов) к которым, по каким-то причинам, Вы не можете подойти достаточно близко.

Фокусное расстояние объектива также влияет на передачу перспективы. Широкоугольные объективы будут вносить в изображение эффект растяжения, когда расстояние между объектами будет казаться большим, чем на самом деле. Телеобъективы наоборот сжимают пространство.

 

Пример

Если Вы на объектив с фокусным расстоянием 16 мм сфотографируете девушку, которая сидит на стуле, то пропорции ног у девушки будут казаться в полтора раза длиннее, чем они есть на самом деле.
При фотосъемке на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 - 400 мм удаленных объектов, то расстояние между ними будет меньше, чем есть на самом деле. 

 

На объективах шкала фокусных расстояний указана из расчета на полный кадр (35 мм). Если у вас фотокамера с матрицей меньшего размера, то для правильного расчета фокусного расстояния вам необходимо умножить фокусное расстояние объектива на кропфактор вашей фотокамеры.

Кропфактор - показатель во сколько раз физический размер матрицы фотокамеры меньше размера матрицы полнокадровой фотокамеры с размером матрицы 36х24 мм. 

 

Пример

Объектив Tamron 17-50 f/2.8. Вы одели этот объектив на фотокамеру Sony A77 с кропфактором 1,5 и поставили значение фокусного расстояния на значение 24 мм. Мы с вами умножаем 24 мм на кроп 1,5 и получаем эквивалент - 36 мм. 

Полученное значение говорит нам о том, что угол зрения объектива при 24 мм будет эквивалентен углу зрения при 36 мм для полного кадра. Т.е. меняется не фокусное расстояние, а угол зрения объектива, т.к. он зависит от размера матрицы и фокусного расстояния.
При выборе объектива обязательно уделите внимание тому, для каких камер рассчитан объектив. Объективы, которые предназначены для использования на полном кадре могут быть успешно использованы и на кропе, но не на оборот. Так же полнокадровый объектив будет существенно дороже, массивнее и крупнее своего аналога для кропкамер.  

 

Светосила объектива

При выборе объектива одним из важным параметров является светосила объектива. Под светосилой у объективов понимают максимально возможное значение диафрагмы в полностью открытом состоянии. Значение этой диафрагмы у объектива служит показателем способности пропускать свет. Чем шире мы с вами можем открыть диафрагму, тем больше будет проникать света.

Более подробную информацию о диафрагме Вы можете найти во втором уроке "Устройство и принцип работы объектива".

 

Пример

Один объектив позволяет открыть диафрагму до значения 2.8, а другой до значения 1.4. В первом случае количество света, которое позволит пропустить на матрицу при полностью открытой диафрагме будет в 4 раза меньше, чем у второго объектива. Т.е. Мы с вами вторым объективом сможем более уверенно проводить фотосъемку в условиях низкой освещенности. Также более светосильный объектив позволит сильнее размыть задний фон при максимально открытой диафрагме.

 

Профессиональная оптика отличается от любительской более высокой светосилой, которая постоянна на всем диапазоне фокусных расстояний, если мы с вами рассматриваем зум-объектив.

Ниже  в таблице мы приведем несколько примеров профессиональной и любительской оптики. Профессиональные объективы отличаются габаритами, весом, светосилой и оптическими возможностями при создании изображения. Профессиональные объективы так же отличаются своей ценой. На большинство профессиональных объективов цена стартует с отметки в 2000 $.

 

Любительская оптика Профессиональная оптика
Sony 70-300 f/4.5-5.6 G SSM Sony 70-200 f/2.8 G SSM
Sony 28-75 f/2.8 SAM Sony 24-70 f/2.8 ZA SSM
Sony 85 f/2.8 Sony 85 f/1.4
Sony 50 f/1.8 Sony 50 f/1.4

 

 

Боке

Многие начинающие фотолюбители с восторгом воспринимают фотографии с красивым размытием заднего фона. Этот же эффект на фотоснимках обожают фотомодели. Некоторые из них даже разделяют фотографов на профессионал и любитель по тому, делают ли они на снимках размытие фона или нет.

От чего зависит боке и можно ли его создать на недорогой зеркальной фотокамере?

Боке не зависит от вашей фотокамеры. Данный эффект всецело создается объективом. Что бы получить красивое боке на снимке нам необходимо открыть в фотоаппарате диафрагму до нужного значения (подбирается вами экспериментально в зависимости от того, как сильно вы собираетесь размыть задний фон). Дополнительным условием хорошего боке является интересный фон, который подсвечен контровым светом. В этом случае у вас получится красивый свето-теневой рисунок. Качество боке зависит от количества и формы лепестков диафрагмы, светосилы объектива, расстояния до фона, интенсивности и направления света, контраста в кадре.

Если Вы нацелены на создание портретов с качественным красивым боке, то вам необходимо выбрать портретный объектив с фокусными расстояниями 85, 100 или 135 мм. и максимальной светосилой.
Помните, что боке - это весьма субъективная вещь в фотографии. 

 

При выборе объектива вам необходимо обратить внимание на наличие в объективе оптического стабилизатора. Оптический стабилизатор - устройство, которое позволяет производить фотоснимки без смаза при более длинных выдержках, чем без него. Объективы с встроенным стабилизатором будут обладать большим весом и на 15 - 20% будут дороже по сравнению с объективами в  которых отсутствует стабилизатор.

Если Вы можете позволить себе, то мы рекомендуем выбирать объективы с встроенным оптическим стабилизатором.

Выбирая объектив обязательно обратите свое внимание на то, есть ли в объективе встроенный ультразвуковой мотор привода фокусировки. Объективы, снабженные собственным ультразвуковым приводом фокусировки будут при фокусировке более тихо работать, особенно это важно, если Вы снимаете видео, а так же позволят вашей камере быстрее сфокусироваться на выбранном объекте.

Объективы с неподвижной конструкцией (при фокусировке перемещение линз происходит внутри внешнего стакана) обладают лучшей защитой от попадания внутрь пыли и грязи.

Обратите внимание на минимальное расстояние от объектива до снимаемого объекта на котором ваш объектив может сфокусироваться. Объективы с большим значением МДФ не всегда удобны в работе.

При использовании объектива на улице, обязательно надевайте бленду. Это простое устройство позволит уберечь от механических повреждений переднюю линзу вашего объектива, а так же будет крайне полезно во время фотосъемки в качестве защиты от паразитных боковых засветок.

Дополнительно мы вам рекомендуем приобрести для своего объектива защитный UV-фильтр. Подробная информация о светофильтрах изложена в уроке 4 - Светофильтры.

При выборе фильтра внимательно смотрите на диаметр резьбы объектива.

 

В качестве итога отметим, что лучше приобрести простую зеркальную фотокамеру начального уровня и качественную оптику, чем дорогой фотоаппарат с дешевой оптикой, которая будет давать посредственный результат.

Объектив создает изображение и от его качества будет зависеть конечный результат. Никакая пост обработка на компьютере не спасет вас, если изначально был сделан слабый технически некачественный снимок.